Госдума приостановила рассмотрение тотального запрета гостиниц в жилых домах

Молниеносная реакция участников рынка не позволила форсировать принятие поправок, грозящих закрытием тысячам гостиничных объектов страны.

Госдума 21 февраля не стала слушать во втором чтении законопроект «О внесении изменений в жилищный кодекс». «Ситуация требует дополнительного обсуждения», – пояснил спикер Владислав Володин, предложив его авторам еще раз пройтись по тексту поправок вместе с членами правительства. За безобидным названием документа скрываются итоги четырехлетней борьбы законодателей с владельцами хостелов. Первые говорят, что защищают жильцов, страдающих от шума и потопов. Вторые пророчат смерть законопослушного бизнеса и расцвет теневого рынка.

Идею поправок, запрещающих устраивать гостиничные номера в жилых помещениях, еще в 2015 году предложила группа депутатов во главе с Галиной Хованской («Справедливая Россия»). Хостелы не только представляют опасность для жителей соседних квартир «с точки зрения наркомании и алкоголизма, но и несут террористическую угрозу», – объясняла она.

Законопроект был в первом чтении принят в мае 2016 года, но вызвал бурный протест бизнеса. В частности, по оценке хостельеров, в случае его принятия только в Северной столице могло закрыться примерно 80% малых гостиниц, поскольку в основном они размещаются именно в жилых зданиях. Против поправок выступила Казань, тогда как мэрия Москвы, напротив, поддержала инициативу.

Проект направили на доработку. В течение следующих двух с половиной лет возможные варианты смягчения готовили члены правительства, депутаты и сами участники рынка. В частности, предлагалось разрешать открывать гостиницы в жилых домах только при согласии всех жителей подъезда, ограничить действие запрета только спальными районами, а также наделить регионы правом самостоятельно решать вопрос о хостелах.

Но редакция, появившаяся на сайте Госдумы 19 февраля, повергла участников обсуждения в недоумение. Версия, одобренная комитетом по ЖКХ для второго чтения, не учла ни одну из смягчающих поправок. И напротив, рекомендовала принять изменения, которые ужесточают требования. Она запрещает любые средства размещения в жилом фонде; использование нежилого помещения для деятельности, не предусмотренной проектной документацией, возможно только при согласии общего собрания собственников. Не меньшим удивлением стали сроки рассмотрения — дата второго чтения была назначена на 21 февраля.

Узнав о проекте, участники рынка бросились писать петицию спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в которой предупреждают о возможных последствиях. «Принятие законопроекта в той редакции, в какой он существует на данный момент, нанесет непоправимый ущерб и туризму, и цивилизованному малому бизнесу, будет уничтожена целая легальная и налаженная отрасль гостеприимства», – говорится в обращении. Аналогичные воззвания были направлены спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, в Минэкономразвития и в «десятки федеральных учреждений».

Письма дошли до адресатов. «Лоббисты не спят и делают все возможное, чтобы законопроект не был принят», – прокомментировал, открывая пленарное заседание 21 февраля, Владислав Володин. Перед рассмотрением законопроекта он предложил лидеру фракции «Единая Россия» в Госдуме Сергею Неверову, а также главе комитета по ЖКХ и автору законопроекта Галине Хованской вновь обсудить его с Главным правовым управлением и представителями правительства. Но призвал коллег не затягивать. «Нам стыдно за то, что этот законопроект у нас четыре года уже находится», – сказал он.

У хостельеров останется единственная альтернатива — переходить на нелегальное положение. На международных сервисах бронирования сегодня и так тысячи средств размещения, которые оказывают не гостиничные услуги, а работают по договору найма. Они не проходят классификацию, не платят налоги, а просто ушли в тень.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять